1 заметка с тегом

примеры

Примеры: где их брать и как делать не стоит

Почти во всех материалах, которые я готовлю, нужны примеры: в статьях, сценариях, внутренних методичках. Да что уж там, даже на лендингах и в стори они встречаются.

Моя задача как автора — подбирать правдоподобные примеры. В идеале, чтобы читатель в них узнавал себя. Плохие примеры заметны сразу: в них не веришь, и ценность материала сразу снижается. Кажется, что те, кто его писал и выпускал, не разбираются в теме. А значит, как им можно доверять?

Поделюсь с вами, как ищу примеры, и расскажу, почему я против того, чтобы их выдумывать.

Получить пользовательский опыт. На мой взгляд, это самый действенный способ. Всегда, когда есть возможность посмотреть на процесс глазами клиента или пользователя, это нужно делать.

Допустим, вы пишите о программе. Установите ее и протестируйте. Скорее всего, вы обнаружите то, о чем не читали в открытых источниках. Например, когда я писала статью для Tilda Education про Notion, я первым делом загрузила это приложение на компьютере и в телефоне и несколько дней изучала, как там всё устроено.

На некоторых скринах из статьи видно, что их делала именно я

Так уж вышло, что раньше я этим приложением никогда не пользовалась, и это было то, что надо, потому что моя статья была ориентирована как раз на новичков — то есть на таких же ребят, как и я, которые только знакомились с Notion. По сути я писала руководство для самой себя: подробно разбирала основы и подмечала моменты, которые вызывали трудности.

Или другой пример. Для серии статей о госзакупках для блога Тинькофф Бизнеса на Клерке я проходила все шаги, которые могла. Даже попросила мужа оформить электронную подпись, чтобы зарегистрироваться на сайте госзакупок.

При оформлении подписи случилось непредвиденное: мы получали автоматический отказ из банка. А это не кредит, то есть услугу по идее может приобрести любой человек. Оказалось, что проблема была в документах мужа. В СНИЛСе у него была указана фамилия «Демин», а в паспорте — «Дёмин». Пришлось менять СНИЛС, чтобы получить подпись. Эту историю я добавила в одну из статей. Правда, немного изменила фамилию :)

Вообще чем больше проблем встречается на пути, тем лучше для вашего материала. Я всегда искренне радуюсь, когда так происходит, потому что это возможность глубже изучить тему.

Поговорить с экспертами или клиентами. Если вы сами не можете получить нужный опыт, можно обратиться к тем, у кого он есть или кто о нем знает. Обычно это эксперты и клиенты. Еще это могут быть продавцы или менеджеры — они плотно общаются с клиентами и тоже могут подсказать какие-то реальные истории.

Однажды мы делали шпаргалку для сотрудников, и нам нужны были примеры, как в разных отраслях клиенты используют кредиты. Коллеги поделились со мной файлом, где были короткие обезличенные ответы от 1000+ клиентов. Два дня я с интересом изучала этот файл и искала нужную нам информацию. Там было много примеров из серии «Нарочно не придумаешь». Ни я, ни коллеги просто бы не смогли нафантазировать ничего подобного.

Бывает, что конкретные примеры использовать нельзя — например, из-за опасений, что клиент может узнать в нем свою ситуацию. Но это не беда: всегда можно изменить некоторые обстоятельства и обезличить пример.

Поискать на форумах, в чатах, соцсетях. Примеры из интернета я беру только в тех случаях, если по каким-то причинам не могу получить их способами, описанными выше. Лично я больше доверяю себе и опыту знакомых мне людей, чем кому-то из сети. Мало ли кто что напишет и как приукрасит. Исключение — судебная практика, но она не всегда может помочь.

Если есть возможность, я соберу такие примеры из интернета и проведу дополнительную проверку — обсужу их с экспертом или с кем-то, кто разбирается в теме лучше, чем я. Цель — понять, насколько описанные случаи возможны в реальности, и исключить откровенную чушь.

Придумать пример самому. По-моему, это самый рискованный способ, и я не рекомендую так делать. Особенно, если у автора нет достаточной экспертизы в теме, о которой он пишет. Чаще всего примеры из головы сильно оторваны от жизни, и это сразу бросается в глаза. У Максима Ильяхова есть отличный пост на эту тему, почитайте, если раньше не читали.

Не исключаю, что кто-то умеет выдумывать близкие к реальности примеры, но это точно не я. Поэтому даже не пытаюсь, а сразу ищу настоящие.

2020   будни редактора   примеры